pivotal incursions

Russian translation: По мере утрачивания (или: на фоне утраты)...

19:47 Jan 31, 2012
English to Russian translations [PRO]
Social Sciences - History
English term or phrase: pivotal incursions
As Rome's strength declined, the country again was exposed to invasion including the pivotal incursions of the Angles, Saxons, and Jutes in the fifth and sixth centuries A.D. up to the Norman conquest in 1066.
Maija Guļājeva
Latvia
Russian translation:По мере утрачивания (или: на фоне утраты)...
Explanation:
...Римом былой мощи Британия вновь стала объектом (многочисленных) вторжений, включая нашествия англов, саксов и ютов в V-VI веках до н.э., ставшие переломными в истории страны и продолжавшиеся вплоть до ее завоевания норманнами в 1066 году.

Дополнительные соображения в дискуссии.

Имхо, как и обычно.

--------------------------------------------------
Note added at 19 час (2012-02-01 15:31:25 GMT)
--------------------------------------------------

Да не за что, Майя.

За эти "несколько часов" меня коллеги-то и заклюют. :-)

--------------------------------------------------
Note added at 19 час (2012-02-01 15:43:32 GMT)
--------------------------------------------------

Спасибо на добром слове, Майя. Поживем - увидим. :-)

--------------------------------------------------
Note added at 1 дн22 мин (2012-02-01 20:10:12 GMT)
--------------------------------------------------

Майя, как я и предполагал, Вы были неправы. :-)

Вношу существенную поправку: вместо "до н.э." писать "н.э.". Это я опечатался. Сорри.
Selected response from:

Andrei Mazurin
Russian Federation
Grading comment
не ошибается тот, кто ничего не делает))
4 KudoZ points were awarded for this answer



Summary of answers provided
4сыгравшие важную роль в историческом развитии страны нашествия
Natalia Volkova
3 +1... набеги которых определили судьбу страны/что и определило судьбу страны/судьбоносные
MariyaN (X)
4По мере утрачивания (или: на фоне утраты)...
Andrei Mazurin
4ключевые нашествия
Vladyslav Golovaty
4включая в основном набеги англов....
Translator174
4основные вторжения
Elena Kononova
3набеги, важнейшими (основными/ключевыми) из которых были вторжения ...
Alexander Ryshow
3включая покоривших/завоевавших Британию англов, саксов и ютов
Igor Antipin


Discussion entries: 6





  

Answers


5 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5
основные вторжения


Explanation:
pivotal - основной, главнейший

Elena Kononova
Italy
Works in field
Native speaker of: Native in RussianRussian

5 mins   confidence: Answerer confidence 3/5Answerer confidence 3/5
набеги, важнейшими (основными/ключевыми) из которых были вторжения ...


Explanation:


Alexander Ryshow
Belarus
Works in field
Native speaker of: Native in RussianRussian
1 corroborated select project
in this pair and field What is ProZ.com Project History(SM)?

20 mins   confidence: Answerer confidence 3/5Answerer confidence 3/5
включая покоривших/завоевавших Британию англов, саксов и ютов


Explanation:
...

Igor Antipin
Russian Federation
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in category: 4

33 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5
включая в основном набеги англов....


Explanation:
.....

Translator174
United States
Native speaker of: Native in RussianRussian

1 hr   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5
ключевые нашествия


Explanation:
A pivotal role, point or figure in something is one that is very important and affects the success of that thing.

Example sentence(s):

    Reference: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%BE%...
Vladyslav Golovaty
Ukraine
Native speaker of: Native in EnglishEnglish

10 hrs   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5
сыгравшие важную роль в историческом развитии страны нашествия


Explanation:
сыгравшие важную роль в историческом развитии страны нашествия

Natalia Volkova
Russian Federation
Works in field
Native speaker of: Russian
PRO pts in category: 36

2 hrs   confidence: Answerer confidence 3/5Answerer confidence 3/5 peer agreement (net): +1
... набеги которых определили судьбу страны/что и определило судьбу страны/судьбоносные


Explanation:
Может быть, перефразировать предложение так, чтобы всё-таки с русским языком остаться ладах и в то же время передать смысл оригинала наиболее точно? "Поворотный момент", который бы хорошо подошёл для pivotal, не очень годится из-за того, что нашествия повторялись, их было больше, чем одно; собственно, их повторяемость и была pivotal для Британии.
Поэтому предлагаю перефразировать предложение во что-то вроде: "По мере ослабления Рима страна в пятом и шестом веках подвергалась набегам англов, саксов и ютов, ставшими судьбоносными - за ними последовало завоевание Британии норманнами в 1066 году."

--------------------------------------------------
Note added at 7 hrs (2012-02-01 02:53:36 GMT)
--------------------------------------------------

Вообще, конечно, можно и "подготовили почву", пожалуй, просто "подготовка почвы" подразумевает (до известной степени) действие сообща и заодно; а "судьбоносные" предполагают изменение судьбы в определённом направлении, что ближе к оригинальному "pivotal". Поэтому, если Вам по остальному контексту лучше "подготовили почву" или Вам просто это кажется более уместным, тогда, может быть, стоит это как-нибудь так вписать, чтобы было ясно, что англы не были на жаловании у норманнов - т.е. и те и другие ставили себе целью захватить (норманны) или завоевать обратно (англы), но действовали при этом не сообща, а каждый в своих интересах. "Я так думаю", как говорится.
Кстати, вот ещё подумала: подготовило почву для этих нападений - для всех, и англов, и скасов, и норманнов - ослабление Рима и, как следствие, его невозможность обеспечивать столь далёкую колонию соответствующим образом и защищать аж тамошние границы; а не вначале нападения одних племён, потом других, а потом третьих.
Если рассуждать логически, то подготовка почвы подразумевает более прямую причинно-следственную связь, чем это подразумавается при судьбоносности. Наверное.
Много написала.

--------------------------------------------------
Note added at 18 hrs (2012-02-01 14:22:03 GMT)
--------------------------------------------------

Подготовка почвы подразумевает более прямую и очевидную причинно-следственную связь потому, что почву готовят для чего-то - может быть, не всегда преднамеренно, но впоследствии оказывается, что предшествовавшее действие способствовало успеху или просто возникновению последующего.
Судьбоносность же может возникнуть в чём-то таком, результат чего никто не предусматривал или не предусматривал как такой, который может оказать влияние - а он возьми и окажи.
Если перевести Ваш отрывок как "подготовили почву", то это можно истолковать как то, что норманны наняли англов и иже с ними для того, чтобы ослабить остатки римского войска в Британии, а потом уже напали самии. А это не так по многим причинам. Во-первых, англы переместились в Британию гораздо раньше норманнов; во-вторых, судя по временным рамкам, нападения англов, саксов и ютов происходили на протяжении двух столетий, можно предположить, что каждое племя действовало само по себе; а это, в свою очередь, означает, что, если англы бы были на жаловании у норманнов, норманны бы два века им это жалование платили. А для таких расходов и такого поддержания собственной доктрины и оплаты собственных интересов нужно государство с развитой системой налогообложения, я уж не говорю о том, что для этого также нужно было, чтобы два века предводители норманнов дружно держались бы за идею предварительного ослабления Альбиона с последующим нападением на него, что в тогдашних обстоятельствах - отсутствие государства как такового (т.е. централизованного правительства и генеральной линии партии и единого правителя) и короткая продолжительность жизни (то есть даже если собрались вожди и решили два века сидеть в кустах и ждать своего часа, они быстро поумирали - и столько поколений вождей и полководцев и предводителей сменилось за эти два века, что никто бы уже не помнил, почему мы, собственно, должны платить этим англам).
Поэтому мне и представляется мало вероятным, чтобы англы были на жаловании у норманнов, а сами норманны были так дальновидны и терпеливы.
Ну и, строго говоря, начала нападений англов и норманнов разделяют шесть веков. Два века - это, по Вашему источнику, только сами англы нападали. Эти события слишком далеки друг от друга во времени, чтобы одно можно было считать прямым следствием другого.
Мне представляется иначе. Норманны, будучи скандинавами, ходили грабили близлежащую Францию, потом там потихоньку ассимилировались, пообвыкли, а потом решили завоевать кого-нибудь ещё. Ближе и, может быть, слабее всего оказалась Британия. Какие там были ещё соображения - я не знаю, предметом не владею. Я просто думаю, что смысл предложения в Вашем вопросе в том, что на Британию нападали так часто, что стало ясно, что сама она защищаться не может, а Рим её защитить не в состоянии, поэтому-то нападения англов стали судьбоносными - они показали норманнам, что остров можно завоевать.

MariyaN (X)
United States
Works in field
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in UkrainianUkrainian
Notes to answerer
Asker: спасибо, очень хорошая мысль, но мне кажется судьбоносные - слишком сильно все же сказано, может быть набеги, которые подготовили почву тск для дальшейшего завевания

Asker: Спасибо большое, что пишете, спасибо за помощь. Только я не могу понять, почему судьбоносность по-Вашему предполагает менее выраженную причинно-следственную связь и что в этом случает англы точно не служили норманнам???

Asker: мне все же представляется, что значение их набегов- завоеваний все-таки в том, что они оставили след в истории, а не в том, что спровоцировали норманнов. Вот здесь контектс - http://www.globalsecurity.org/military/world/europe/uk-history.htm


Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Andrei Mazurin
10 hrs
  -> Спасибо.

19 hrs   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5
По мере утрачивания (или: на фоне утраты)...


Explanation:
...Римом былой мощи Британия вновь стала объектом (многочисленных) вторжений, включая нашествия англов, саксов и ютов в V-VI веках до н.э., ставшие переломными в истории страны и продолжавшиеся вплоть до ее завоевания норманнами в 1066 году.

Дополнительные соображения в дискуссии.

Имхо, как и обычно.

--------------------------------------------------
Note added at 19 час (2012-02-01 15:31:25 GMT)
--------------------------------------------------

Да не за что, Майя.

За эти "несколько часов" меня коллеги-то и заклюют. :-)

--------------------------------------------------
Note added at 19 час (2012-02-01 15:43:32 GMT)
--------------------------------------------------

Спасибо на добром слове, Майя. Поживем - увидим. :-)

--------------------------------------------------
Note added at 1 дн22 мин (2012-02-01 20:10:12 GMT)
--------------------------------------------------

Майя, как я и предполагал, Вы были неправы. :-)

Вношу существенную поправку: вместо "до н.э." писать "н.э.". Это я опечатался. Сорри.


Andrei Mazurin
Russian Federation
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in category: 20
Grading comment
не ошибается тот, кто ничего не делает))
Notes to answerer
Asker: Спасибо! Подожду еще несколько часов, чтобы были пункты

Asker: По моему мнению, тут совершенно нет к чему придраться.





The KudoZ network provides a framework for translators and others to assist each other with translations or explanations of terms and short phrases.


See also:

Your current localization setting

English

Select a language

Term search
  • All of ProZ.com
  • Term search
  • Jobs
  • Forums
  • Multiple search